Бережливое производство и управление (Kaizen/Lean)

Принципы и инструменты Toyota Production System (Lean) универсальны. После того как передовые компании сферы услуг (банки, интернет магазины, страховые и юридические фирмы) успешно применили этот подход и получили весомые конкурентные преимущества, началась эра Lean в менеджменте.

Бережливое производство и управление (Kaizen/Lean Manufacturing/Lean Management) – "семейство" управленческих инструментов со схожей идеологией, происходящих из японской культуры управления производством второй половины 20го столетия. Считается, что родоначальником этой идеологии являются управленческие практики Kaizen на японских предприятиях (в первую очередь на заводах Toyota), которые затем были адаптированы западными консультантами для оптимизации производственных  и офисных процессов в европейских, американских и российских компаниях.  Kaizen (в западной терминологии - Lean) один из самых универсальных и результативных управленческих подходов для повышения эффективности бизнес-процессов.

Основная идея Lean в том, что любой процесс требует в первую очередь не автоматизации или повышения квалификации  исполнителя, а упрощения. Рационализировать процессы достаточно просто – нужно лишь найти и исключить все этапы, которые не приносят добавленной стоимости.

Для использования Lean-подхода не требуется сложной вычислительной техники и специального научного или бизнес-образования. Достаточно хорошо знать специфику процесса и быть критичным, чтобы «увидеть» потери.

Принципы и инструменты Lean универсальны. Однако для «офиса» их начали использовать не так давно, обычно ограничиваясь производством и логистикой, где результаты внедрения измеримы и материальны (сокращение запасов, трудозатрат, повышение производительности). И только после того как передовые компании сферы услуг (банки, интернет магазины, страховые и юридические фирмы) успешно применили этот подход и получили весомые конкурентные преимущества, началась эра Lean в менеджменте.

Типичные управленческие проблемы, решаемые с помощью Lean:

  •  Длинные цепочки согласования делают принимаемые решения несвоевременными и неактуальными
  •  Идеи руководства искажаются (не реализуются) на уровне исполнителей
  •  Растет штат сотрудников, при этом персонал жалуется на усиливающуюся загруженность
  •  Увеличивается количество «уникальных» специалистов, деятельность которых не поддается объективной оценке
  •  Разросшиеся затраты в офисных процессах (ФОТ, командировочные и накладные расходы, аренда офисных помещений, оргтехника, канцелярские товары), не поддаются контролю

Эти и многие другие проблемы сопровождают крупные компании постоянно, и зачастую все к ним привыкают, стараясь не думать о том, что это - лишь верхушка айсберга.

Перечисленные недостатки могут возникнуть как в компаниях с нежесткой системой управления, так и в организациях с полностью  формализованной структурой.

Достигнув критической массы проблемы могут лишить бизнес возможности дальнейшего роста и существенно снизить эффективность управления на стратегическом и операционном уровнях. В итоге компании нередко теряют накопленные конкурентные преимущества, и даже бывают вынуждены признаться в несостоятельности.

Эффект для бизнеса:

  • повышение управляемости бизнеса, скорости и результативности внедрения изменений,
  • создание прозрачной и рациональной системы управления на корпоративном уровне, исключающей потери и непроизводительные процессы,
  • стандартизация компетенций, создание системы обмена опытом и наставничества,
  • сокращение затрат в офисных процессах,
  • появление «внутренних лидеров» внедрения,
  • закрепление на корпоративном уровне принципов и механизмов непрерывного совершенствования!